ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ КОЛЛЕДЖЕ
ЧУПОО "СТОЛИЧНЫЙ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Основан в 1993 году

Бухгалтерские курсы
Контакты
г. Москва
Ул. Тверская, д. 27, стр. 1
image


Учет и управление финансами — основа стабильного бизнеса

Работа предприятия без сбоев немыслима без правильно поставленного управления. Учет финансовых потоков, составление плана денежных вложений, оценка и просчет возможных рисков — то, без чего немыслим стабильный бизнес. Управление финансами следует вести не на допущениях и гипотезах, а взять в основу анализ реальной информации. В настоящее время существует множество программ обучения по учету и управлению финансами.

Попытаемся разобраться, по какому принципу распределять средства и для чего необходимо управление финансами, вне зависимости от масштабов предприятия.

Учет финансов: что это?

Учет финансов — совокупность операций, учитывающих финансовые ресурсы предприятия, их наличие и движение. 

Основные инструменты предпринимателя в этом деле:

  • баланс;
  • отчет о прибылях (убытках);
  • движение денежных средств.

На основании информации, отраженной в этих документах, можно понять, насколько эффективно развивается предприятие и разработать мероприятия по увеличению прибыльности бизнеса. Рассмотрим подробнее каждый из этих документов.

Отчет, показывающий движение денег — документ, отражающий поступление денежных средств на счета и расходование их. Пользуясь этим документом, можно понять, достаточно ли средств на уплату налогов, закупки, расчеты с партнерами, выполнение необходимых текущих платежей. Ведение платежного календаря дает возможность не допустить такой ситуации, как кассовый разрыв, когда нет денег для оплаты счетов и обеспечения текущих рабочих процессов.

Отчет о прибыли (убытках) составляют на основе учета выручки предприятия и расходов в соответствии с накладными и актами выполненных работ. Пользуясь этими данными, можно рассчитать величину чистой прибыли либо убытков.

Иногда предприниматель ставит знак равенства между полученной выручкой и прибылью. Это ошибочно. Можно иметь множество заказов и выручить неплохую сумму, но она может быть «съедена» накладными расходами. Купить новые товары или материалы для производства попросту не на что. Бывает и обратная ситуация: при небольшой выручке предприятие имеет прибыль за счет наличия дебиторской задолженности и запасов продукции на складе.

Задача баланса — учет активов (пассивов) в бизнесе. К активам относят имущество предприятия (машины, оснащение, недвижимость, расходники и т. д.). Пассивы — денежные средства, за которые приобретаются активы. Баланс помогает понять, как развивается предприятие и какие виды деятельности самые прибыльные. Анализ совокупной информации из трех перечисленных отчетов позволяет понять источники финансирования и направления их расходования.

Пример простейшего укрупненного анализа расходов (удельный вес в общей сумме):

  • зарплата сотрудников — 55,5%;
  • внебюджетные отчисления — 12,9%
  • материалы — 5,4%;
  • амортизация — 2,3%
  • прочие — 23,9%

Итого — 100,0%.

Разделяем финансы: личные и для бизнеса

Ошибка некоторых предпринимателей — отсутствие разграничения между финансами, предназначенными для предприятия и для личных целей. Деньги, поступающие на счет, сразу же переводятся на карту предпринимателя. Зарплата работникам, оплата налогов, все необходимые текущие закупки выполняются с этой карты. 

Результат подобных действий — платежи, касающиеся предприятия, смешиваются с личными расходами. Это приводит к беспорядку в финансах. При таком подходе выполнить анализ поступлений и расходов, касающихся бизнеса, бывает проблематично.

Кроме того, подобная ситуация зачастую приводит к неприятностям с налоговой организацией и банками. Если деньги, поступающие на текущий счет, полностью уходят на карту банка, последний может расценить это как «отмывание» денежных средств и заблокировать счет. 

Есть ряд критериев, по которым банк приостанавливает обслуживание, вплоть до полного расторжения договора. Налоговые и текущие платежи, выполняемые с карты владельца бизнеса — один из них. Безусловно, можно доказать банку честность своих действий, но на это уйдет больше времени, чем на правильную организацию платежей.

Выполнить грамотное разделение несложно. Достаточно оформить отдельный счет, предназначенный исключительно для финансов бизнеса. Все платежи, касающиеся предприятия, следует выполнять только с него. Рассчитываться по договорам также необходимо с этого счета. При этом удобно отслеживать остатки денежных средств и принимать соответствующие решения. 

Если денег не хватает, можно перевести их с личной карты на счет предприятия и лишь затем производить выплаты.

Для чего нужен учет?

Финансы предприятия не сводятся к бухгалтерским операциям по подсчету доходов, затрат, налоговых вычетов и заработной платы. Это контроль над работой предприятия в целом, планирование и анализ экономического состояния бизнеса. 

При отсутствии налаженного учета развитие немыслимо. Постоянно присутствует риск обанкротиться из-за того, что предприниматель не смог своевременно заметить и восполнить недостаток денег по какому-либо направлению. Учет и управление финансами позволяют выявить наиболее прибыльные направления или, наоборот, разработать меры по уменьшению затрат. Это один из двигателей бизнеса.

Типичные финансовые просчеты предпринимателя

К сожалению, нередко бывает, что даже идеально отлаженная финансовая система не срабатывает. 

Чаще всего, проблемы вызваны такими ошибками:

  • неправильное расходование денег. Типичная ошибка — считать своими деньги, поступившие на счет. Во-первых, нельзя извлечь из бизнеса какую-либо сумму без потерь. Во-вторых, если речь идет о предоплате, деньги принадлежат исполнителю лишь после того, как заказ выполнен. Получение дивидендов только после того, как все бизнес-процессы обеспечены — основа успешности предприятия;
  • неверная оценка прибыльности. Ограничиваться расчетом бухгалтерской прибыли (доходы минус расходы) нельзя. Можно увидеть реальное положение дел только при учете рисков, упущенных выгод и непредвиденных затрат;
  • отсутствие планирования. Если предприниматель не имеет представления о том, что нужно делать на более отдаленную перспективу, развитие бизнеса невозможно. Каждая цель должна быть конкретной и связанной с определенными сроками;
  • неверное представление о связи между прибылью и объемами продаж. Казалось бы, чем больше выручка, тем успешнее предприятие. Но это поверхностное суждение. Наращивание объемов продаж связано с наймом дополнительных работников, ростом расходов на закупку товаров и (или) материалов, хранение и логистику.

Финансовый учет позволяет работать, руководствуясь не интуицией и догадками, а конкретными цифрами. Вовсе не обязательно приобретать дорогостоящее программное обеспечение. На первых порах достаточно обычной таблицы Excel. 

Правильный расчет прибыли, разделение собственных денег и финансов предприятия позволят не просто работать стабильно, но и развиваться, быть конкурентоспособными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *