ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ КОЛЛЕДЖЕ
ЧУПОО "СТОЛИЧНЫЙ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Основан в 1993 году

Бухгалтерские курсы
Контакты
г. Москва
Ул. Тверская, д. 27, стр. 1
image


Что должен знать и уметь начинающий бухгалтер?

Обязанности бухгалтера обычно определяются должностной инструкцией или другими локальными нормативными актами организации. По ним его должностные обязанности всегда соотносятся с трудовой функцией специалистов и выражаются довольно стандартными формулировками. Ни один локальный нормативный акт не выделяет начинающих бухгалтеров в отдельную категорию работников. Исключение может составлять лишь период, который официально считается испытательным сроком. Но и это не предусматривает, что к новичку будут предъявляться более низкие требования.

Практика показывает, что начинающие бухгалтера, не имеющие вообще никакого опыта, довольно легко устраиваются на работу. Причина в том, что опытный сотрудник может обладать амбициями, иметь повышенные требования к заработной плате и считать, что знает себе цену. Опытный бухгалтер может позволить себе отказаться от выполнения какой-то работы или выполнять её только так, как считает нужным.

Новичка же не нужно даже убеждать в том, что он должен что-то делать. Он проявляет лояльность и стремится себя проявить. В конечном итоге бухгалтер без опыта будет должен делать всё, что ему скажет руководство. Если он демонстрирует нормальный уровень знаний, хорошо прошёл практику, то почему бы не взять такого человека?

Сфера обязанностей начинающего бухгалтера

Уже в самые первые дни сотруднику определяют сферу ответственности, а так же создают для него аккаунты в бухгалтерском программном обеспечении и дают пароль. Возникают две основные обязанности:

  • работа с первичной документацией;
  • загрузка данных в соответствующие базы.

Ежедневно к бухгалтеру будут поступать первичные документы. Он обязан проверить их на правильность оформления и убедиться в наличии подписей уполномоченных на подписание лиц. После этого документ заносится в программу, иногда говорят, что он «разносится», а физический вариант попадает в папку, предназначенную для хранения документации определённого типа.

Отчасти в этом заключается ответ на вопрос о том, что же должен знать начинающий бухгалтер. Это типы первичных документов на своём участке, правильность их заполнения и подписания, обязательные и необязательные реквизиты, особые отметки и сущность заполнения некоторых полей.

Традиция хранения физического варианта документации в каждом предприятии может быть какая-то своя. Обычно с ней знакомят нового сотрудника с самого начала. Документы могут группироваться по датам, типу продукции, по поставщикам и другим критериям.

Первичные документы заносятся в бухгалтерском программном обеспечении

Если первичный документ не содержит никаких ошибок, то он заносится в программу. От бухгалтера требуется понимание того, что это за хозяйственная операция, какой первичный документ к ней относится, с каким счётом она ассоциируется. Для этого требуется навык формирования документа в используемой на предприятии программе. Важно не ошибиться с указанием бухгалтерских счетов. В последствии по ним будет сформирована проводка.

Очень внимательно требуется вносить и данные о контрагенте и материальной ценности. Здесь актуальность может приобрести проблема дублирования наименований. Бухгалтеру нужно следить, чтобы этого не произошло.

Изучение налогового законодательства

Одновременно со всеми упомянутыми выше действиями бухгалтеру следует изучать статьи налогового кодекса, которые имеют важность для участка работы. Именно НК РФ устанавливает, в каких ситуациях и какие суммы могут быть приняты к налоговому учету. А бухгалтерский учет определяет правила того, из каких источников и как собирается информация о деятельности предприятия.

Обычно в должностную инструкцию включается параграф о том, что бухгалтер производит начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных типов, а так же работает с определением размера страховых и других взносов в различные фонды.

Если бухгалтер только пытается трудоустроиться…

В таком случае работает правило обратной зависимости: «Чем меньше у специалиста опыта, тем более высокую планку устанавливает для него работодатель». Формируется подход, при котором начинающий бухгалтер должен знать в бухучете даже больше, чем некоторые штатные сотрудники, проработавшие несколько лет. У них уже сформировалась какая-то специализация, а пока бухгалтер проходит собеседование от него непременно потребуют намного больше, чем просто знание названия некоторых счетов, проводок и типовых документов.

Правда, самое сложное будет только на собеседовании. Впоследствии окажется, что некоторых вещей можно и не знать, потому что на практике связанные с ними операции крайне редки. Поэтому собеседования не стоит опасаться всерьёз.