ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ КОЛЛЕДЖЕ
ЧУПОО "СТОЛИЧНЫЙ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Основан в 1993 году

Бухгалтерские курсы
Контакты
г. Москва
Ул. Тверская, д. 27, стр. 1
image


Что входит в обязанности бухгалтера?

Обязанности бухгалтера бывают общими и специальными. В первом случае они устанавливаются для всех работников, во втором – определяются с учетом профессии. Разберемся, чем конкретно занимаются на работе бухгалтеры, главбухи, помощники бухгалтеров, бухгалтеры-кассиры, и какие обязанности могут предусматриваться должностными инструкциями.

Общие обязанности

Общие обязанности устанавливаются для всех категорий сотрудников ст. 21 ТК РФ, даже если о них ничего не говорится в трудовом договоре.

Что обязан работник:

  1. Соблюдать трудовую дисциплину и установленные нормы труда.
  2. Добросовестно выполнять свою работу.
  3. Соблюдать правила внутреннего распорядка, требования по охране и безопасности труда.
  4. Бережно относиться к имуществу работодателя.
  5. Своевременно сообщать работодателю об обстоятельствах, при которых его имуществу или жизни и здоровью персонала может угрожать опасность.

Важно! Должностные обязанности определяются инструкцией и/или трудовым договором, дополнительным соглашением к нему. Их работодатель устанавливает самостоятельно в зависимости от специфики работы, направления деятельности предприятия (ст. 57 ТК РФ). Но сотрудник в любом случае должен быть ознакомлен с ними под роспись.

Обязанности бухгалтера

Закон не определяет четкий перечень обязанностей бухгалтеров – их всегда можно расширить или наоборот – сузить. Но можно ориентироваться на Профстандарт, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 февраля 2019 г. № 103н.

 Чем обычно занимаются бухгалтеры:

  • расчетами с клиентами и поставщиками;
  • ведением первичного бухгалтерского учета в соответствии с ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • выдачей справок сотрудникам (ежемесячно, по запросу или при увольнении);
  • расчетом зарплат и НДФЛ;
  • расчетом, начислением и уплатой налогов, страховых взносов;
  • производит и контролирует движение денежных средств компании;
  • учетом операций по счетам;
  • оформлением приходных документов;
  • учетом обязательств, средств и имущества предприятия;
  • организацией управленческого и налогового учета;
  • подготовкой и передачей отчетов в ИФНС, ПФР и иные учреждения;
  • инвентаризацией;
  • взаимодействием с банками;
  • финансовыми операциями по импорту и экспорту.

Иными словами, в обязанности бухгалтера входит обеспечение практически всей финансовой деятельности. Если в компании есть главбух, он подчиняется ему и выполняет все поручения.

Обязанности главного бухгалтера

Согласно ст. 7 ФЗ №402-ФЗ, главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет, если ему это поручил руководитель. Могут быть и другие обязанности:

  • ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • формирование учетной политики: разработка форм первичных документов, плана счетов, и пр.;
  • учет прихода-расхода имущества и товара;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства другими сотрудниками бухгалтерии;
  • контроль формирования справок, отчетов, начисления налогов и взносов;
  • составление баланса, отчетов о приходе и расходе денег;
  • предоставление документов в налоговые органы;
  • оказание помощи сотрудникам бухгалтерии по профильным вопросам;
  • руководство бухгалтерским отделом;
  • разработка финансовых планов;
  • выявление и устранение недостатков в работе своего отдела;
  • контролирует движение средств на счетах;
  • составляет экономический анализ деятельности компании.

Важно! Это неполный перечень должностных обязанностей. Их может быть как больше, так и меньше. Все определяет руководитель, но с согласия главбуха.

Обязанности помощника бухгалтера

Если учитывать ОК 010-214 «Общероссийский классификатор занятий», меньше всего обязанностей у помощников по сравнению с бухгалтерами и главбухами.

Что они обычно делают:

  • занимаются учетом финансовых операций под руководством бухгалтеров;
  • бухгалтерскими и иными расчетами с использованием специализированных программ на ПК (например, 1С:Бухгалтерия);
  • оформляют отчетность и финансовую документацию;
  • проверяют корректность оформления квитанций и иных документов по финансовым операциям.

Также для определения должностных функций помощника можно ориентироваться на Профстандарт для бухгалтеров.

Обязанности бухгалтера-кассира

Будучи на такой должности, сотрудник должен выполнять обязанности и бухгалтера, и кассира, а именно:

  1. При работе с деньгами: принимать, выдавать, хранить их. То же самое касается и ценных бумаг.
  2. При работе с документами: ведение кассовой книги на основании приходников и расходников, сверка остатка средств и тем, что указано в книге; списание ветхих купюр, подготовка документов для обмена в банке; составление отчетности.
  3. Передача денег инкассаторам.

Также с бухгалтером-кассиром может быть заключен договор материальной ответственности, в котором указываются его функции и ответственность за их несоблюдение, если это привело к порче имущества или недостаче.